Cyberpunk 2077: стоит ли ждать и что такое киберпанк

Cyberpunk 2077

Дата выхода: 2019 год

Жанр: RPG

Разработчик: CD Projekt RED

Движок: REDEngine

Издатель: CD Projekt RED

Платформы: PS4, Xbox One, PC

Режимы игры: Одиночный, многопользовательский

Cyberpunk 2077: стоит ли ждать и что такое киберпанк

Будущий проект студии CD Projekt RED под названием Cyberpunk 2077 наконец-то вышел из анабиоза. Да, они разрабатывают его ещё с 2012 года, но подробностей про него совершенно никаких не было. И вот, спустя, четыре года молчания появилась первая весточка от разработчиков на странице игры в твиттере, а потом мы и вовсе увидели официальное подтверждение того, что игру привезут в этом году на выставку E3, которая, кстати, пройдёт с 12 по 14 июня в Лос-Анджелесе.

Как многие, наверное, знают: ребята из CDPR уже делали игры в жанре РПГ, но в славянском сеттинге и при этом заработали на них огромные деньги. Так, последняя часть Ведьмака принесла своим создателям около 280 000 000$. И вдруг поляки решаются уйти в футуристический сеттинг с говорящим названием. При этом в проект вкладываются колоссальные средства, да и правительство Польши всячески поддерживает своих разработчиков. Откуда интерес к жанру киберпанк у разработчиков, у игроков, откуда это всё зарождалось и к чему мы постепенно идём? Давайте разберёмся.

Введение в киберпанк: фильмы, игры, книги

Только наглухо лишенный контактов с окружающим миром сегодня не слышал о киберпанке. Выходят сериалы, фильмы, книги и игры, которые напрямую или косвенно связаны с жанром киберпанк. Если говорить об играх — мы ждём не только Cyberpunk 2077. В этом году выходит Detroit: Become Human от создателя Heavy Rain и Beyond Two Souls Дэвида Кейджа, а на E3 нам показали прекрасный восьми битный проект The Last Night. В довесок ко всему, культовый System Shock вовсю переделывают и релиз уже намечен на 2019 год.

Прежде всего нужно понимать что это за жанр такой, пускай, и границы его сильно размыты. Для киберпанка свойственен упадок человеческой культуры в пользу технологического прогресса, могущественные транснациональные корпорации и низкий уровень жизни обычного населения. Говоря словами классика: Hi-Tech — Low Life. Чаще всего жанр близок к антиутопии, поскольку описывает будущие, где что-то пошло не так.

Киберпанк пришёл в массовую культуру в начале 80-х с творчеством таких писателей, как: Уильям Гибсон, Филип Киндред Дик, Брюс Бетке и Брюс Серлинг. И поскольку корнями киберпанк уходит в литературу, мы обратились за комментариями к автору известного во всём мире комикса «Хакер» Александру Ерёмену.

У жанра киберпанк есть автор — это Уильям Гибсон. Первые черты киберпанка зародились в Джонни Мнемонике и других его произведениях, а также знаковым для жанра считается его роман «Нейромант». Гибсон определял киберпанк так: это борьба маленького человека с системой, в которой маленький человек проигрывает. То есть, современный киберпанк уже не то, чем он являлся изначально.

Александр Ерёмин, автор комикса «Хакер»

Киберпанк — это не только история, но ещё и свой уникальный стиль: тусклые, угрюмые цвета и неоновые вывески, как источник яркого света. Плюс ко всему, усугубление негативных тенденций: загрязнение окружающей среды, иммунные и информационные вирусы. Часто приводится какая-нибудь катастрофа, как точка отсчёта нового мира.

 Neuromancer, Snatcher, Blade Runner

В игровой индустрии первопроходцем принято считать Neuromancer 1988 года по одноимённой книге всё того же Уильяма Гибсона. К сожалению, игра имеет очень мало общего с оригиналом по сюжету, но эстетика и мир переданы доподлинно. Также всё в том же 1988 году вышла Snatcher от провозглашённого гения игростроя Хидэо Кодзимы, которого вы наверняка уж знаете. И вот там с сюжетом всё действительно круто.

В Snatcher, как раз катастрофа стала всему виной. В 1996 году в СССР происходит утечка некого вируса, который привёл к вымиранию большей части населения Советского Союза и Европы. Роботы Snatcher — это аналог репликантов Ридли Скотта только в видении Хидэо Кодзимы. Их не отличить от человека. Роботы убивают людей и принимают их облик непонятно зачем и не зря мы упомянули о сходстве с Бегущим по лезвию. В игре не мало отсылок к этому фильму начиная с внешности главного героя и заканчивая сценой с поеданием Рамэна.

Впрочем, ничего удивительного. Пристрастие Кодзимы к кинематографу ни для кого не секрет. Но и раз мы вспомнили о Бегущем по лезвию, стоит упомянуть и одноимённый квест по мотивам фильма, отлично передающий его эстетику. Сценарист, кстати, который писал сюжет для игры тот же, что и для фильма. Но сделал это совершенно по-другому. Да, да, никакого Декарда, а свой оригинальный герой. Это были первые попытки переноса эстетики киберпанка в видеоигры и тогда ещё большим спросом жанр не пользовался. Это сейчас Snatcher можно приобрести на Ebay от 15 до 30 000 рублей, а в конце 80-х она шума особо-то, не наделала.

Syndicate

Следующей культовой киберпанк игрой следует считать Syndicate 1993 года и её продолжение Syndicate Wars. В которых мир поделён между корпорациями, за одну из которых, мы собственно и топим. Это, что называется, чистейший киберпанк каким его принято считать.

Простым людям впаривается чип, меняющий, восприятие и вот вы уже стоите у зеркала и не можете на себя налюбоваться и по фигу, что планета стала одной большой помойкой, а воля людей сломлена. Вас это не волнует. В мире где правят синдикаты люди ничто, а деньги всё. Была, кстати, попытка возродить серию в 2012 году, но перезапуск с треском провалился. По всему миру продалось всего 150 000 копий.

 System Shock и Deus Ex

Через год после самого первого Синдиката свет увидел System Shock от культовой студии Looking Glass и, как обычно, это бывает, people, что называется, не схавал. Денег разработчики получили не очень много: они продали всего 170 000 копий, хотя ребята были новаторами — их должны были озолотить. Потому что без них не было бы ни Half-Life, ни Resident Evil, ни Metal Gear Solid.

История о хакере, шагнувшем в киберпространство ради борьбы с искусственным интеллектом, жаждущим уничтожить человечество хороша тем, как она рассказана. Проект обладал доселе не веданным погружением и это притом, что в игре не было ни одного неигрового персонажа. Сюжет подавался целиком через электронные письма. Именно этот проект показал, что в формате видеоигры можно и нужно развивать киберпанк по новому, используя геймплейные особенности и игровые механики.

Борьба с искусственным интеллектом Shodan происходит как в киберпространстве, так и в реальном мире. Причём некоторые ловушки и заблокированные пути невозможно пройти, не загрузив себя в матрицу. Нелинейность добавляет вес решениям игрока, а разные эпизоды можно проходить по-разному, что даёт тебе толчок к повторному прохождению.

Шестнадцать видов оружия, каждое из которых по-своему эффективно против мутантов, роботов или киборгов также заставляет твой котелок варить. Приходится выбирать, что из предложенного взять с собой, больше семи, ты не унесёшь.

Продолжение игры, System Shock 2 также оказалась не сильно успешной коммерчески, но также хорошо была оценена критиками. Особенно выделяли мрачную и жуткую атмосферу в основном благодаря отличному саунд-дизайну. Если вы до сих пор не понимали зачем ждать новый System Shock, то теперь вы знаете.

Не менее культовой и прорывной игрой в жанре киберпанк можно назвать и Deus Ex, сочетающий в себе вариативность, проработанный сюжет и разнообразный геймплей. Сеттинг позволил заиграть твоему стилю прохождения особыми красками. Игру можно было проходить по стелсу или с боем прорываться сквозь толпы врагов. Почти все миссии можно было пройти без единого выстрела.

По сути, разработчики из Ion Storm умело смешали две отличные игры Thief и System Shock, добавив в такой смелый симбиоз щепотку геймплейных фишек вроде наноаугментаций персонажа. Игроков цепляла мешанина жанров, тут вам и прокачка от ролёвок и шутер от первого лица со стелсом и диалоги с сюжетом как в экшен-адвенчурах. Кстати, серия до сих пор живёт и в 2011 году свет увидел её перезапуск Deus Ex: Human Revolution, который многим очень понравился. Также в 2016 году вышло продолжение под названием Deus Ex: Mankind Divided  и оно тоже было вполне достойным.

Жанр киберпанк уже никогда не будет прежним. Он постоянно эволюционирует, постоянно что-то привносится туда новое и Deus Ex и System Shock сыграли в этом не малую роль. Потому что они показали, что можно старый канон трактовать по-новому.

Я думаю, что киберпанка как такового не существует. Киберпанк перерос в обычную фантастику. Настоящие произведения в этом жанре гораздо более глубоки, чем то, что сейчас принято называть киберпанк.

Дело в том, что классический киберпанк изжил себя — это было явление времени. Он стал более всеобъемлющем жанром, а это уже фантастика. Киберпанк — это антиутопия, но невозможно всегда представлять мир как антиутопию. Человек должен ради чего-то жить.

Александр Ерёмин, автор комикса «Хакер»

Что ж пускай так, но нам такая тенденция, скорее, нравится. Когда уже сотню раз, виденный тобой сеттинг вскрывают с неожиданной стороны игровой процесс становится только интересней.

Так было, например, с игрой Invisible Inc. где нам предлагают примерить на себя не роль борца с корпорацией, хакера или обычного гражданина, а роль, как раз-таки, душителя свобод. Мы владеем крупной корпорацией, которую в одночасье ровняют с землёй и наша задача выкрутиться любым способом. По сути, мы спасаем мир от монополии другой крупной корпорации, но делаем это не из благих намерений, а корысти ради.

Cyberpunk 2077: стоит ли ждать?

 К чему мы, собственно, ведём. Классический киберпанк, как говорил наш эксперт Александр Ерёмин давно себя изжил. Но, мы думаем, что разработчики из CDPR это прекрасно понимают и работают над тем, что даст игроку глоток свежего воздуха потому что его, если честно, не хватает.

Взять тот же самый Observer 2017 года, есть ли там что-то свежее, идейное? Есть ли там геймплейно что-то новое? Да, нет там ничего. Поэтому он мимо массового пользователя и прошёл, потому что рынок этим пресыщен. Жанр требует какой-то революции, доработки и переосмысления.

Как бы там ни было, ждём E3 2018, ведь именно там покажут демоверсию Cyberpunk 2077. Да, пусть и за закрытыми дверьми, но какие-то подробности все равно просочатся.


Совсем плохоПлохоНичё такХорошоСупер (2 Оцени запись. Поддержи проект!5,00 из 5)
Загрузка...